... Автопогрузчики ремонт, погрузчик ремонт, погрузчик сервис, погрузчики ремонт, ремонт погрузчиков, электропогрузчик ремонт.Автопогрузчики бывшие в употреблении, бывший в употребление погрузчик, погрузч


МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ

Современная логистика представляет собой высокотехнологичный стандартизованный процесс обработки грузов – разнородные товары упакованы в элементы с одинаковыми размерами – паллеты. Это позволяет максимально снизить время и затраты на транспортировку, не добавляющую ценности перевозимому продукту.

При сравнении процессов транспортировки в различных организациях выяснилось, что затраты на перевозку одного и того же количества груза по одинаковому маршруту в них существенно отличаются, в зависимости от совершенства используемого погрузчика и соответствия его конкретным условиям.

Типичным для российских предприятий, оставшихся в наследство от предыдущего экономического строя, является то, что логистические процессы в этих организациях также находятся на уровне 80-х годов ХХ века. В то время новые технологические линии приобретались, а производственный транспорт обычно не обновлялся. Эту проблему менеджеры-логисты частично решают сегодня, модернизируя парк и закупая высокотехнологичные погрузчики. Проблема состоит в том, что в России происходит бурное эволюционное развитие логистики, но отсутствует собственное производство, способное производить в нужном количестве современные погрузчики. Это вынуждает ввозить в Россию импортную складскую технику. Таким образом, сегодня парк складского и производственного транспорта в нашей стране можно разбить на три категории: новые высокотехнологичные образцы импортной техники; новые, но уже морально устаревшие машины различного уровня качества; а также физически изношенные погрузчики.

 

Противоречие состоит в том, что даже при наличии средств на модернизацию процесса, большинство хозяйственников по-прежнему расточительно используют энергетические ресурсы, так как не владеют информацией о величине потерь. Менеджеру, выбирающему погрузчик для своего производства, трудно принять решение, так как он располагает розничной ценой погрузчика на рынке и некоторыми техническими характеристиками. Методика проведения конкурсов состоит в организации соревнования между конкурирующими фирмами, в процессе которого их заставляют снизить цену торговую наценку. В процессе последующей эксплуатации выясняется, что самый дешевый вариант не является самым лучшим – затраты на послепродажное обслуживание, эксплуатацию и ремонт, влияют на себестоимость продукции. То есть, в наглядном виде отсутствует связь между типом погрузчика и стоимостью его владения, нет инварианта – сравнительной физической величины, которая остается неизменной для разных погрузчиков, и которую возможно оценить в денежном выражении.

 

Для разрешения этого противоречия требуется, чтобы представления о процессах энергозатрат были наглядными и удобными для применения менеджерами-логистами. То есть, необходимо, чтобы процессы были описаны не в джоулях, а в денежных единицах, то есть, не в энергетических, а в экономических показателях, однозначно связанных с энергетическими. Это важно не из-за субъективности взглядов на вопрос рационального использования энергии, а потому, что эффективность принято оценивать в денежных единицах. Это позволило бы менеджерам не только оценивать текущее состояние действующих на предприятии процессов обработки грузов, но и избежать ошибок при проектировании новых логистических процессов.

 

Получение подобной методики на основе эмпирических данных оказалась затруднительным. Попытка тиражирования имеющегося положительного опыта, достигнутого на других предприятиях не воспринимается бизнес-руководителями, так как для расчетов требуется открывать конкретную информацию о себестоимости приобретаемых энергоресурсов, количестве обрабатываемого груза, способах его транспортировки. Такую информацию, влияющую на себестоимость, предприниматели считают коммерческой, являющейся источником конкурентного преимущества. Кроме этого, на практике присутствуют и социальные факторы – хищение топлива, умышленное ремонтирование техники ради исполнения бюджета и другие несанкционированные траты, влияющие на достоверность информации.


Целью данной работы является аналитическое определение алгоритма действий по экономическому анализу энергетических затрат применяемых машин и механизмов, то есть переводу их в стоимостные показатели и определению возможных решений по снижению затрат на внутризаводские перевозки. То есть, проведение оптимизации процессов не только интуитивным способом, на основе опыта и здравого смысла, а путем выбора тех или иных параметров с применением специального расчетного метода.

 

Формулируя задачу математическим языком в общем виде, требуется определить целевую функцию f(x) :


где x — (стоимость ресурсов) принадлежит допустимому множеству U, которое задано ограничениями на управляемые переменные.

 

Вопросы эффективности транспортировки достаточно глубоко изучены, и лучше всего для анализа работы погрузчика подходит уравнение мощностного баланса автомобиля:

Но данное уравнение не позволяет решить поставленную задачу в явном виде – определить источник резерва для оптимизации перевозок при помощи погрузчика, так как в данном случае груз не только перемещается, как на автомобиле, но также поднимается на определённую высоту.

 

Для получения необходимой характеристики применена следующая последовательность действий.

  1. Процесс получения полезной мощности разбит на отдельные звенья;

  2. Аналитически определены затраты мощности в каждом звене;

  3. Выявлены переменные параметры;

  4. Определены затраты мощности при выполнении одинаковых операций различными машинами аналитическим путем на основе справочных данных;

  5. Определен алгоритм математического расчета, позволяющий, на основании общеизвестных справочных данных о КПД различных агрегатов (редуктор, двигатели, аккумуляторы, трансформаторы и т.д.) производить качественное сравнение погрузчиков, с точки зрения стоимости мощности, получаемой на ведущих колесах погрузчика.

  6. Энергетические данные переведены в стоимостные;

 

  1. Предложен вариант применения математической модели по отысканию оптимального решения в конкретных условиях действующего предприятия на основе использования текущих данных о стоимости различных видов топлива и разных типов погрузчиков, предлагаемых на рынке, данных о протяженности маршрутов и характере грузов.

     

    В качестве неизменного параметра, при помощи которого можно оценивать различные варианты производственных транспортировок, для решения поставленной задачи выбрана полезная мощность (кВт), необходимая для транспортировки и подъема на высоту паллетированного груза определенной массы.

    В нашем случае полезной мощностью условимся считать способность погрузчика совершать работу по перемещению груза определенной массы в единицу времени.

    В реальности существуют ограничения, например, сила трения и КПД механизмов. И для обеспечения транспортировки мощность, развиваемая двигателем, расходуется не только на совершение полезной работы по перемещению груза в единицу времени, а также на перемещение самого погрузчика, обладающего собственной массой.

    Кроме того, для проведения работ по его обслуживанию и ремонту погрузчика также затрачивается мощность, производимая иными машинами (например, в электродвигателях компрессоров, которыми накачиваются шины). Таким образом, соотношение  

    между полезной мощностью и мощностью, необходимой для ее получения может быть различным и зависеть, в частности, от типов погрузчиков и степени их совершенства, то есть от выбора менеджера, формирующего логистичесикй процесс.

    Складские погрузчики разделяются на два вида – автопогрузчики и электропогрузчики.

    На рис.1 в схематично представлено, на что в погрузчиках расходуется мощность до того, пока на ведущих колесах появляется полезная мощность.

     

    Анализ уравнения мощностного баланса

    Величинами, которыми располагает логистика, являются масса груза, расстояние транспортировки, высота подъема, вид погрузчика. Для анализа эффективности введем необходимые ограничения.

    С точки зрения логистики время на выполнение операции должно быть минимально, то есть скорость подъема и транспортировки должны быть как можно выше, но в рамках нашей задачи мы принимаем их конструкционно ограниченными, так как для решения задачи применяются серийно выпускаемые погрузчики.

     

    Массу груза считаем заданной конкретными условиями.

    Расстояние и высота подъема определены индивидуально на каждом предприятии.

     

    При рассмотрении транспортировки груза погрузчиком, в условиях поставленной задачи, целесообразно представить уравнение мощностного баланса в следующем виде:

     

    Затраты мощности на транспортировку груза

    Второе слагаемое NТ - это мощность, необходимая для транспортировки груза по горизонтали. При вычислении этого параметра считаем, что к массе перевозимого груза добавляется масса погрузчика, перевозящего этот груз. То есть


    Здесь уместно рассматривать погрузчик, как автомобиль, то есть


    , о чем говорилось выше.

    Слагаемые уравнения высчитываются следующим образом: 

    ,

    где FНД— сила нормального давления, Н,

    R — радиус колеса, м,

    k — коэффициент трения второго рода (плечо трения), м;

    FП - сила сопротивления подъему; , где - вес погрузчика вместе с водителем в кг; - продольный уклон дороги;

    FИ - сила инерции или сила сопротивления разгону. И ее величина тем больше, чем больше общая масса погрузчика. Погрузчик, в отличие от автомобиля, практически никогда не работает равномерно, а постоянно разгоняется и тормозит;

    Сила инерции – величина векторная. При торможении она могла бы производить полезную работу. Однако, как правило, при торможении она расходуется на выделение тепла (за исключением электропогрузчиков с импульсной системой управления, когда электромотор в режиме генератора возвращает часть энергии в аккумулятор).

    FВ – сила сопротивления воздуха. Влияние данной силы существенно при скоростях свыше 60 км/ч . Погрузчики ездят с максимальной скоростью 18 км/ч, поэтому данной силой пренебрегаем.

     

    Вывод: при работе погрузчика все силы, которые препятствуют транспортировке груза, прямо пропорциональны общей массе М, состоящей из массы погрузчика и массы перевозимого груза.

    Следовательно, затраты мощности, необходимой на преодоление сил сопротивления, пропорциональны общей массе и скорости перемещения (линейная зависимость).

    Этот параметр, в рамках нашего исследования, уместно разделить на две составляющие – полезную мощность, необходимую, собственно, для транспортировки груза (зависит от сил инерции и величины преодолеваемого уклона) и мощность, необходимую для преодоления самим погрузчиком сил трения (также зависит и от сил инерции и величины преодолеваемого уклона).  

    Затраты на обслуживание

    Сравнение экономической эффективности процесса только на основе технического совершенства тех или иных агрегатов будет неполным, так как процесс эксплуатации включает в себя не только затраты на топливо. На себестоимости перевозок отражаются также затраты, которые приходится нести при поддержании работоспособности погрузчиков. В объеме поставленной задачи опустим анализ затрат мощности на техобслуживание и ремонт (очистка, мойка, замена агрегатов, накачивание шин и пр.), так как все полученные характеристики будут приведены к стоимостным показателям. Эти данные, с учетом стоимости рабочих материалов, уже известны – их стоимость определена в рыночных условиях, как стоимость услуги. Вместе со стоимостью затраченного топлива данные расходы следует рассчитывать, как удельные эксплуатационные расходы на период.  

    Итак, уравнение


    позволяет увидеть процесс транспортировки полезного груза при помощи погрузчика с точки зрения мощности, необходимой для этого. Для практического использования этих аналитических данных, то есть перевода их в экономические, требуется моделирование.

    Алгоритм расчета

     

    На рис. 2 представлена укрупненная блок-схема расчета затрат мощности на предприятии и перевода их в экономические показатели. Сначала в модель вводятся данные о фактическом состоянии текущего процесса – масса груза, маршрут и скорость его перемещения по территории предприятия, уклоны дороги, высота штабелирования (символ 2). Эти данные позволяют вычислить физическую величину – мощность, необходимую для совершения нужной работы (символ 3). В модель, вместе с данными о погрузчиках, доступных на рынке, вводятся технические характеристики погрузчиков, используемых на предприятии – мощность двигателей, масса, кпд агрегатов (символ 4). На основании этой информации проводится расчет мощности, затрачиваемой при выполнении транспортировки тем или иным погрузчиком (символ 5). “После завершения анализа технических проблем мы считаем возможным говорить об экономическом анализе” . Вслед за введением данных о рыночной стоимости энергетических ресурсов в расчетный момент времени - розничная цена бензина, дизельного топлива, газа, электроэнергии (символ 6), вычисляется стоимость перевозки одного и того же груза по одинаковому маршруту различными погрузчиками (символ 7). Если, в результате сравнения существующего процесса с другими возможными вариантами (символ 8) выясняется, что он оптимален, анализ завершается. Если нет, то производится выбор оптимального, приемлемого для данных условий варианта (символ 9).  


    В итоге, данный алгоритм позволяет проводить анализ транспортировки грузов на предприятии и определять управленческие действия. Управленческие действия в данном случае направлены не на изобретение новых погрузчиков, а на эффективное использование

    всех ресурсов, имеющихся в распоряжении руководителя при минимуме инвестиций. Прирост эффективности ожидается за счет снижения потребления электроэнергии и топлива, высвобождения площадей, сокращения нерациональных внутризаводских перевозок, не приводящих к созданию прибавочной стоимости.

    В качестве примера рассмотрим частный случай установившегося движения при перемещении груза массой 1000 кг на расстояние 150 м по горизонтали различными погрузчиками. Подставляя справочные значения коэффициентов трения, КПД механизмов, энергоотдачи топлива, а также розничные цены на топливо и электроэнергию, получаем варианты стоимости данной операции, представленные в таблице 1.

    Таблица 1.

    Результаты сравнения стоимости транспортировки 

    модель погрузчика тип масса груза, кг расстояние,м скорость, м/с необходимая полезная мощность, Вт необходимая мощность, Вт цена за ед., руб. сумма, руб.
    ДВ-1792 дизельный 1000 150 3,5 10495,9152 18222,075 30 1,84
    FG15T-17 бензин 1000 150 3,5 8726,5836 11018,4136363636 29,7 1,34
    FG15T-17 газ 1000 150 3,5 8825,4684 11729,7559808612 20 0,88
    FD30T-16 дизельный 1000 150 3,5 10149,21140625 12814,6608664773 30 1,43
    FD15T-20 дизельный 1000 150 3,5 8776,026 11664,043062201 30 1,29
    FB15-12 электро 1000 150 3,5 9715,4316 16536,3419117647 5,9 1,16

    Из расчетов видно, что самый выгодный вариант транспортировки предоставляет японский автопогрузчик FG15T-17 на газовом топливе, самый невыгодный – российский электропогрузчик ЭП-103, оснащенный щелочными аккумуляторами. Это качественное утверждение иллюстрирует также разные подходы к проектированию. Так, в современных погрузчиках при их проектировании рассчитывается параметр pallet-move — стоимость перемещения одной паллеты.

    Данный подход не дает высокой точности в количественном выражении, но качественно задает направление для развития организации по пути оптимизации затрат (5). Вопрос более точного определения стоимости транспортировки остается открытым, в частности, пока не будет учтена стоимость владения - затраты на техническое обслуживание и ремонт в долгосрочном периоде (7). Это является предметом дальнейших исследований.   

    Библиографический список

    1. Автомобильный справочник [Текст] / Robert Bosch GmbH, 1996 P.O.Box 10 60 50,D-70049, Stuttgart, Federal Republic of Germany. перевод на русский язык. 1999. - М.: Издательство “За рулем”. 2002 . - 330с.

    2. Базанов, А.Ф. Подъемно-транспортные машины [Текст] / А.Ф. Базанов – М.: Издательство литературы по строительству, 1969. - 311с.

    3. Исакович, Г.А. Экономия топливно-энергетических ресурсов в строительстве [Текст] / Г.А. Исакович , Ю.Б. Слуцкий. - М.: Стройиздат, 1988. - 214с.

    4. Поляк, Б.Т. Введение в оптимизацию [Текст] / Б.Т. Поляк. - М.: Наука, 1983.

    5. Ширяев, С.А. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства [Текст] / С.А. Ширяев, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. – М.: Горячая линия -Телеком, 2007. - 847с.

    6. Научные публикации, подготовленные сотрудниками ОМКПАТ:

    Шевченко, В.С. Расчет тяговой характеристики и выбор гидромашин для гидростатической трансмиссии погрузчика грузоподъемностью 1,5 т [Электронный ресурс] . Режим доступа:

    http://oim.by/ru/institut/struktura/omkpat/publik

    1. Образцова П.Г. Инженерно-экономический анализ транспортных систем. Методология проектирования автоматизированной системы управления. / Р.И. Образцова, П.Г. Кузнецов, С.Б. Пшеничников [Электронный ресурс] .Режим доступа:

    http://www.situation.ru/app/rs/lib/pobisk/ur_enj-ek-an/ur_enj-ek-an.htm

25 декабря 2012
обратно к статьям